Не достичь величия общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Не достичь величия общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему

Сообщение A'mash » 10 дек 2017, 19:41

Пользы и выводы из хадиса:
«Не достичь величия общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему»

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Однажды один бедуин пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) требовать возврата долга. Он стал напирать и говорить: «Я буду давить на тебя, пока ты не вернёшь мне мой долг прямо сейчас!»
Тогда сподвижники стали ругать этого человека и говорить: «Горе тебе! Разве ты не знаешь, с кем говоришь?!»
Он сказал: «Поистине, я требую свои права».
Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам:
«Вам следовало встать на сторону того, с кем истина».
После чего он послал человека к Хауле бинт Къайс со следующими словами: «Если у тебя есть финики, то одолжи их нам, пока мы не получим наши финики, с которых вернём тебе долг».
Она ответила: «Конечно, да станет мой отец выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!»
Когда она дала финики, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернул бедуину долг и дал ему ещё сверх того, что был должен, на что бедуин сказал: «Ты вернул всё сполна, да одарит тебя Аллах сполна!»
Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Такие люди (возвращающие долги сполна и занимающие сторону тех, с кем истина) являются наилучшими».
После чего добавил: «Воистину, не достичь величия той общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему по праву, кроме как испытав тревогу»”.

- Этот хадис приводят Ибн Маджах 2426 и аль-Баззар 1352.
- Хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Мисбах аз-зуджаджа” 2/46, “Сахих ат-Таргъиб” 1818.

Некоторые пользы, извлекаемые из этого великого хадиса:

▪ Указание на то, как местность и окружение влияют на поведение и характер человека. Ведь, несмотря на своё право, бедуин не проявил должного поведения с господином посланников (мир ему и благословение Аллаха). А в достоверном хадисе говорится: «Кто проживает в пустыне, ведя кочевой образ жизни, тот становится чёрствым». Ахмад 2/371, Абу Дауд 2859, 2860, ат-Тирмизи 2256. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-‘Аджлюни, аль-Альбани. См. “Кашф аль-хафа” 2/309, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1272.

▪ Отсутствие мягкости со стороны отстаивающего свои права приводит к его осуждению даже со стороны благочестивых и праведных людей по причине его поведения и манеры, а не сути его слов.

▪ Отстаивать истину необходимо даже тогда, когда она на стороне менее авторитетного и менее праведного человека, как это повелел делать своим сподвижникам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Вам следовало встать на сторону того, с кем истина».

▪ Ревность сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в отношении прав Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллах).

▪ Скромность нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и отказ от использования своего великого положения среди мусульман.

▪ Долги могут быть даже у праведных людей, и их наличие не указывает на непорядочность человека. Однако мусульманину не следует брать в долг, кроме как при необходимости, а не просто для расходования на развлечения, роскошь, и т.п. К тому же каждый обязан проявлять максимальное усердие в выплате долга, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах прощает шахиду всё, кроме долга». Муслим 1886.

▪ Право кредитора давить на должника и публично требовать возврата долга. Однако проявлять мягкость в требовании возврата долга является желательным, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)». аль-Бухари 2076.

▪ Дозволенность возврата долга, срок которого подошёл, путем одалживания у другого, как это сделал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), перезанявший финики для возврата долга у Хаули бинт Къайс (да будет доволен ею Аллах).

▪ Дозволенность приблизительного упоминания срока возврата долга, как время сбора урожая, получения зарплаты, и т.п., когда в обществе знают о каких сроках идёт речь под тем или иным выражением. Ведь брать в долг следует с упоминанием какого-либо срока, пусть даже приблизительного, а не на неопределённый срок. Ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо» (2: 282).

▪ Дозволенность возвращать сверх суммы долга, однако, чтобы это было без предварительной договоренности. На дозволенность этого указывают и другие прямые хадисы:
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), на котором был мой долг, когда он находился в мечети. Он сказал мне: «Соверши два рак’ата», после чего вернул мне долг с добавкой”. аль-Бухари 443, Муслим 715.
Учёные Постоянного комитета говорили: “Тот, кто дал в долг не имеет права требовать у должника свыше того, что он ему одолжил. Исключением является случай, когда должник сам возвращает с добавкой долг, будь эта добавка из разряда одолженного или чего-либо иного, если конечно не было на это предварительной договорённости и условий”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 14/134.

▪ Дозволенность обращения с мольбой к Аллаху за того, кто сделал тебе благо в его же присутствии, как это сделал тот бедуин, обратившийся с мольбой за Посланника (мир ему и благословение Аллаха) прямо перед ним, сказав: «Да одарит тебя Аллах сполна!»

▪ О том, что побуждать к благому следует на личном примере, поскольку слова воплощённые в дела сильнее доходят до сердец, нежели только слова. И в упомянутом хадисе указание на то, как наш славный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам совершил предварительно то, к чему побудил членов своей общины.
А в хадисе со слов Абу Барзы и Джундуба (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто обучает людей благому, забывая о себе, подобен фитилю (лампы), который дает людям свет, сжигая при этом себя». ат-Табарани в “аль-Кабир” 1685, аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль” 69. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5837.

▪ Побуждение к проявлению великодушия и щедрости.

▪ Указание на то, что проявление благонравия смягчает сердца. Ведь этот бедуин поначалу вёл себя грубо, однако увидев благонравие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его терпение, смягчился. Сказал шейх ‘Абдуль-Гъани аль-Муджаддиди в комментарии к этому хадису: “В этом хадисе содержится указание на совершенство Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в проявлении сострадания и жалости к людям. Было сказано, что этот бедуин до этого случая был неверным, который принял Ислам после того, как увидел это великое благонравие. Он сказал: «О Посланник Аллаха, я никогда не видел более терпеливого, чем ты!»” См. “Инджаз аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 6/126.

▪ Имеющий долги имеет право преподносить подарки, подавать милостыню, и т.п., если не подошёл срок выплаты долга, и если человек предполагает, что это не отразится на своевременной выплате долга.

▪ Достоинства тех, кто возвращает долги сполна и тех, кто встаёт на сторону сторонников истины, поскольку про них Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Такие люди являются наилучшими».

▪ Указание на то, к чему должно стремиться общество для обретения величия и почёта.

▪ Из признаков величия и почёта той или иной общины, является то, что слабый из их числа находится в спокойствии относительно своих прав даже во взаимоотношениях с теми, кто является наиболее влиятельным или власть имущим в этой общине.
Но, к большому сожалению, в наше время слабый практически не в состоянии добиться выполнения своих прав, даже испытав тревогу и потрясения.

Просим Всевышнего Аллаха полезного знания, помощи в воплощении этого знания в делах, а также сделать нашу общину великой и благочестивой, в которой что слабый, что сильный равнозначно могут отстоять свои права!



Ответить

Вернуться в «Духовное воспитание»