"САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 08 май 2015, 14:44

40. КНИГА О БЛАГОВОСПИТАННОСТИ



Глава 1. Слова пророка «[Можете] носить моё имя, но не прозывайтесь моей куньей»

1409 Передают, что Анас сказал: «[Как-то раз, когда люди собрались] на аль-Баки, 1902 один человек обратился к другому: "О Абу аль- Касим1903 Посланник Аллаха ﷺ повернулся к [этому человеку, но тот] сказал: "О посланник Аллаха, я имел в виду не тебя, а только позвал тако-то 1904, и тогда посланник Аллаха ﷺ сказал:"[Можете] носить моё имя, но не [используйте] мою кунью, [обращаясь друг к другу]"».!" 1905

1902 Баки', или же Баки'-аль-Гаркад — название расположенного поблизости от мечети пророка ﷺ кладбища в Медине. 1903 Напомним, что Абу аль-Касим — кунья пророка ﷺ
1904 То есть человека, у которого была такая же кунья.
1905 По мнению большинства улемов, этот запрет действовал только при жизни пророк ﷺ


Глава 2. Наречение именем Мухаммад


1410 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
[Когда] у одного из нас родился мальчик, [этот человек] назвал его Мухаммадом, но его соплеменники сказали ему: «Мы не позволим тебе называть [сына] именем посланника Аллаха ﷺ. Тогда [этот человек положил] своего сына на спину, принёс его к пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха, у меня родился сын, и я назвал его Мухаммадом, а мои соплеменники сказали мне: "Мы не позволим тебе называть [сына] именем посланника Аллаха ﷺ» [В ответ ему] посланник Аллаха ﷺ
сказал: «[Можете] носить моё имя, но не [используйте] мою кунью, [обращаясь друг к другу], ибо только я — касим1906 , и только я делю меж вами [добычу]».



1906 Касим— делящий


Глава 3. Самыми любимыми именами для Аллаха Всевышнего являются [имена] 'Абдуллах и'Абд-ар-Рахман

1411 Передают со слов Ибн "Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, самыми любимыми из ваших имён для Аллаха являются [имена] 'Абдуллах и 'Абд-ар-Рахман».

Глава 4. Наречение новорожденного [именем]'Абд-ар-Рахман


1412 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда у одного из нас родился мальчик, [отец] назвал его аль-Касимом, но мы сказали [ему]: "Мы не станем называть тебя Абу аль-Касимом и не будем доставлять тебе [этим] удовольствие!" Тогда он пришёл к пророку ﷺ и рассказал ему об этом, [пророк ﷺ же сказал: "Назови своего сына 'Абд-ар-Рахманом"».

Глава 5. Наречение новорожденного [именем] 'Абдуллах, [совершение «тахника»] и обращение к Аллаху с мольбой за [младенца]

1413 Передают, что 'Урва ибн аз-Зубайр и Фатима бинт аль-Мунзир ибн аз-Зубайр рассказывали [следующее]: «[Когда] Асма бинт Абу Бакр, переселявшаяся [в Медину], выехала [из Мекки], она была беременна 'Абдуллахом ибн аз-Зубайром. [Через некоторое время] она добралась до Кубы, где родила 'Абдуллаха1907, после чего пошла к посланнику Аллаха ﷺ чтобы он сделал [новорожденному] "тахник". Посланник Аллаха ﷺ взял у неё [младенца] к себе на колени, а потом велел принести ему финик». [Передатчик этого хадиса] сказал: «'Аиша сказала: "И мы некоторое время искали [финик], пока не нашли, а потом [пророк ﷺ] разжевал его и [поместил образовавшуюся кашицу] в рот [ребёнку]. [Таким образом], первым, что оказалось в его желудке, была слюна посланника Аллаха ﷺ "». Потом Асма рассказывала: «Затем [пророк ﷺ] погладил [младенца], обратился к Аллаху с мольбой за него и нарёк его 'Абдуллахом. Потом, когда ему было семь или восемь лет, он по приказу аз-Зубайра пришёл к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы принести ему присягу, и, увидев, как ['Абдуллах] подходит к нему, посланник Аллаха ﷺ улыбнулся и принял его присягу».


1907 'Абдуллах ибн аз-Зубайр стал первым младенцем, родившимся в Медине после переселения туда



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 12 май 2015, 21:32

1414 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «У Абу Тальхи был сын, который занемог. [Когда] Абу Тальха вышел [из дома], мальчик умер, а потом Абу Тальха вернулся и спросил: "Что делает мой сын?" Умм Сулейм сказала: "[Сейчас] он более спокоен, чем [раньше]" и [предложила] ему ужин. Он поужинал и [лёг с] ней, а [после этого] она велела [прислуге]: "Спрячьте ребёнка". Наутро Абу Тальха явился к посланнику Аллаха ﷺ и [обо всём] рассказал ему. [Пророк ﷺ] спросил: "Вы провели эту ночь вместе?" Абу Тальха сказал: "Да", и [пророк ﷺ] сказал: "О Аллах, благослови их!" [Той ночью Умм Сулейм забеременела, а когда] она родила сына, Абу Тальха сказал мне: "Отнеси его к пророку ﷺ "». [Передатчик этого хадиса сказал]: «И [Анас] принёс к пророку ﷺ [мальчика], с которым [Умм Сулейм] послала [несколько] фиников. Пророк ﷺ взял его и спросил: "Есть ли с ним что-нибудь?" [Ему] сказали: "Да, финики". Тогда пророк ﷺ взял и разжевал их, а потом поместил [образовавшуюся кашицу] в рот ребёнку, сделал ему тахник и нарёк 'Абдуллахом».

Глава 6. О наречении [детей] именами пророков и праведников


1415 Передают, что аль-Мугира ибн Шу'ба сказал:
Когда я приехал в Наджран, [люди] стали спрашивать меня: «[Почему в Коране, который] вы читаете, [сказано] "О сестра Харуна!" (19:28), ведь Муса [жил] на столько-то и столько-то [лет] раньше 'Исы? 1908», Приехав к посланнику Аллаха ﷺ я спросил его об этом, и он сказал: «[Израильтяне] называли [своих детей] именами пророков и праведников, [которые жили] до них».


1908 Христиане, жившие в Наджране, путали сестру пророка Харуна Марьям с матерью пророка 'Исы девой Марьям.

Глава 7. Наречение новорожденного [именем] Ибрахим

1416 Передают, что Абу Муса сказал: «[Когда] у меня родился сын, я принёс его к пророку ﷺ, который назвал его Ибрахимом и сделал ему тахник, [разжевав] один финик».

Глава 8. Наречение новорожденного [именем] аль-Мунзир

1417 Передают, что Сахль ибн Са'д [ас-Са'ИДИ ] сказал: «Когда аль- Мунзир ибн Абу Усайд появился на свет, его [сразу же] принесли к посланнику Аллаха ﷺ . Пророк ﷺ положил [младенца] себе на бедро, а [его отец] Абу Усайд сел рядом. [Через некоторое время] пророка ﷺ отвлекло что-то [происходившее] перед ним, и Абу Усайд велел взять своего сына, которого сняли с бедра посланника Аллаха ﷺ и отнесли [домой]. Потом [пророк ﷺ] вспомнил [о нём] и спросил: "Где же мальчик?" Абу Усайд сказал: "Мы отнесли его [домой], о посланник Аллаха" [Пророк ﷺ] спросил: "Как его зовут?" [Абу Усайд] ответил: "Так-то". [Тогда пророк ﷺ сказал: "Нет, его имя — аль-Мунзир ('предостерегающий')", и в тот день его назвали аль-Мунзиром».

Глава 9. Изменение имени на более красивое


1418 Передают со слов Ибн 'Умара, что у 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, была дочь по имени 'Асыя ('непокорная'), и посланник Аллаха ﷺ дал ей имя Джамиля ('красивая').

Глава 10. Барру нарекают [именем] Джувайрия


1419 Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Жену посланника Аллаха ﷺ] Джувайрию [прежде] звали Барра ('благочестивая'), но посланник Аллаха ﷺ изменил её имя на Джувайрия, [поскольку] не хотел, чтобы [люди] говорили "он вышел от Барры"».

Глава 11. Барру нарекают [именем] Зайнаб


1420 Передают, что Мухаммад ибн 'Амр ибн 'Ата сказал:
[Когда] я дал своей дочери имя Барра, Зайнаб бинт Абу Саляма сказала мне: «Посланник Аллаха ﷺ запретил называть [девочек] такими именами. [Когда] мне дали имя Барра, посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не обеляйте самих себя, [ибо] Аллах лучше знает, кто из вас благочестив" [Люди] спросили: "Как же нам назвать её?" — [и пророк ﷺ] сказал: "Назовите её Зайнаб"».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 14 май 2015, 11:37

Глава 12. О том, что виноград [не следует] называть карм

1421 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не называет виноград карм1909ибо, поистине, только мусульманин [достоин того, чтобы его называли] карм».

1909 В других хадисах и комментариях к ним указывается, что запрет именовать виноград, из которого делают вино, словом карм связан с тем, что это слово образовано от слова карам — 'щедрость, великодушие; благородство! Во времена джахилии арабы считали, что употребление вина придаёт сердцу того, кто его пьёт, щедрость или же благородство (карам), тогда как ислам связывает все достойные качества людей с тем, что Аллах почтил (акрама) человека, а в Коране сказано: «Поистине, достойнейшим из вас (акрама-кум) пред Аллахом является тот, кто отличается наибольшим благочестием» (49:13). Поскольку все вышеупомянутые слова являются однокоренными, это может вызывать нежелательные ассоциации. Вот почему пророк ﷺ хочет указать на то, что благородство сердца верующего не должно иметь ничего общего с запретным напитком даже на ассоциативном уровне. Таким образом, слова пророка ﷺ «только мусульманин [достоин того, чтобы его называли] карм» означают, что щедрость свойственна мусульманину или же его сердцу, что не имеет ничего общего ни с вином, ни с виноградом.



1422 Передают со слов Ваиля ибн Худжра , что пророк ﷺ сказал: Не говорите карм, но говорите 'инаб1910 и хабаля.1911

1910 'Инаб — виноград.
1911 Хабаля —виноградная лоза.


Глава 13. Запрет называть [рабов такими именами], как Афлях, Рабах, Ясар или Нафи'


1423 Передают, что Самура ибн Джундаб сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил нам давать нашим рабам четыре имени: Афлях ('преуспевающий'), Рабах ('прибыль'), Ясар ('благосостояние') и Нафи' ('полезный')».

1424 Передают со слов Самуры ибн Джундаба что посланник Аллаха ﷺ сказал [ему]: «Всемогущий и Великий Аллах больше всего любит четыре слова1912: "слава Аллаху" (субхана Ллах), "хвала Аллаху" (алъ-хамду ли-Ллях), " нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, " (ля иляха илля-Ллах) и "Аллах велик" (Аллаху акбар), и с какого бы из них ты ни начал, это не повредит тебе. Никогда не называй своего слугу ни Ясаром, ни Рабахом, ни Наджихом, ни Афляхом1913, ведь ты можешь спросить: "Он1914 там?" — и, [если] его не будет, [кто-нибудь тебе] ответит: "Нет"1915 . [Этих слов] только четыре, и ни в коем случае ничего не добавляй к [сказанному] мной».


1912 Имеются в виду фразы.
1913 Наджих—успешный
1914 То есть Ясар ('лёгкость'), Рабах ('прибыль'), Наджих ('успешный') или Афлях ('преуспевающий').
1915 Смысл этого запрета в том, чтобы, услышав подобный ответ, человек не счёл его дурным предзнаменованием.


Глава 14. Разрешение [давать такие имена]

1425 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк ﷺ хотел запретить называть [людей такими именами, как] Я'ля1916 Баракат ('благодать'), Афлях, Ясар, Нафи' и тому подобными именами, но потом я увидел, что он умалчивает об этом и ничего не говорит, а потом посланник Аллаха ﷺ умер, так и не запретив этого. Потом [давать такие имена] хотел запретить 'Умар, но впоследствии он отказался от своего [намерения]».

1916 По форме это имя, образованное от арабского корня 'айн-лям-вав, является глаголом настояще-будущего времени и означает 'быть высоким, возвышенным; одолевать, побеждать!


Глава 15. [Как следует] называть раба, рабыню, вольноотпущенника и хозяина


1426 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не говорит [своему рабу]: "Накорми своего господина (рабб)1917”, или: "Помоги совершить омовение своему господину" или: "Подай воды своему господину", и пусть никто не говорит "мой господин" (рабби), но говорит "мой хозяин" (сайиди), "мой покровитель" (маулейа). И пусть никто из вас не говорит "мой раб" ('абди) или "моя рабыня" (амати), а говорит фатайа ('мой слуга'), фатати ('моя служанка') и гулями ('мой слуга')».

1917 Рабб — 'Господь; господин, хозяин!

Глава 16. Обращение к малому ребёнку по кунье


1427 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Посланник Аллаха ﷺ обладал лучшим нравом из [всех] людей. У меня был брат, которого называли Абу 'Умайр1918, [хотя] его [только недавно] отняли от груди1919, и когда посланник Аллаха ﷺ приходил [к нам] и видел его, он говорил: "О Абу 'Умайр, что делает птичка?" —и [Абу 'Умайр] играл с ней».

1918 То есть называли по кунье, как взрослого человека.
1919 Передатчик этого хадиса сказал: «Я считаю, что он сказал: "[хотя] его [только недавно] отняли от груди"».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 14 май 2015, 14:02

Глава 17. Один человек [может говорить] другому: «О сынок»

1428 Передают, что аль-Мугира ибн Шу'ба сказал: «Никто не расспрашивал посланника Аллаха ﷺ о Лжеце (ад-даджжаль) больше, чем я, и [однажды] он спросил меня: "О сынок, а почему это тебя беспокоит? Поистине, он не причинит тебе вреда". Я сказал: "[Люди] утверждают, что с ним будут [целые] реки воды и [целые] горы хлеба". [На это пророк ﷺ] сказал: "Это будет для Аллаха легче, чем то1920!"»

1920 Имеется в виду, что Аллах будет придавать значение не проявлениям могущества Лжемессии, которые увидят люди, а тому, что многие из них уверуют в правдивость его слов.


Глава 18. Самым презренным именем в глазах Аллаха [является имя] того, кто именуется царём царей


1429 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк ﷺ сказал: «Поистине, самым презренным (ахна в глазах Аллаха является имя человека 1921,именующегося царём царей (малик алъ-амляк)». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк ﷺ также сказал «[ибо] нет Царя, кроме Аллаха». Суфьян Ибн 'Уяйна сказал: «[Слова] малик аль-амляк [по смыслу] подобны слову шахиншах». Ахмад ибн Ханбаль сказал: Я спросил Абу 'Амра о [значении слова] ахна', и он сказал: «[Оно означает то же, что и] ауда1922'».

1921 Здесь подразумевается не имя, а сам человек.
1922 Ауда'—самый низкий.


Глава 19. Пять обязанностей мусульман по отношению друг к другу


1430 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Каждый] мусульманин обязан [делать] для своего брата [по вере] пять [вещей]: отвечать на приветствие, желать блага чихнувшему1923, принимать приглашение, навещать больного и провожать погребальные носилки».

1923 См. примечание к хадису № 1383.

1431 Передают со слов Абу Хурайры , что [однажды] посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Каждый] мусульманин обязан делать для [другого] мусульманина шесть [вещей]». [Его] спросили: «Что это [за вещи], о посланник Аллаха?» — [и пророк ﷺ] сказал: «Если встретишь [мусульманина], поприветствуй его, если он пригласит тебя, прими его [приглашение], если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если умрёт, проводи его [в последний путь]».

Глава 20. Запрет сидеть на дорогах и [веление] отдавать дороге должное


1432 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри , что [однажды] пророк ﷺ сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» [Люди] сказали: «О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь [там] мы беседуем друг с другом!» Тогда посланник Аллахаﷺ сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться [там, то хотя бы] воздавайте дороге должное». [Люди] спросили: «А что значит воздавать должное дороге?» — [и пророк ﷺ] сказал: «[Это значит] потуплять взоры, [никому] не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому [Шариатом] и удерживать от порицаемого».

Глава 21. Всадник [должен первым] приветствовать пешего, а малочисленная [группа людей]— многочисленную


1433 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всадник [должен первым] приветствовать пешего, идущий — сидящего, а малочисленная [группа людей] — многочисленную».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 15 май 2015, 20:45

Глава 22. Испрашивание разрешения [войти] и приветствие


1434 Передавая слова Абу Мусы аль-Аш'ари, Абу Бурда сказал: [Однажды] Абу Муса пришёл к 'Умару ибн аль-Хаттабу1924 и сказал: «Мир вам, это — 'Абдуллах ибн Кайс», но тот не позволил ему [войти]». [Тогда Абу Муса] сказал: «Мир вам, это Абу Муса, мир вам, это аль Аш'ари», после чего удалился. ['Умар] велел: «Верните его, верните его», и [Абу Муса вернулся]. ['Умар] спросил: «О Абу Муса, что [заставило] тебя [уйти]? [Ведь] мы были заняты!» [В ответ на это Абу Муса] сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал "Позволения [войти следует] просить трижды, и, если тебе позволят, входи, в противном же случае возвращайся"». ['Умар] сказал: «Ты непременно должен представить мне доказательство этого, иначе я сделаю [то-то и то-то]! 1925» [После этого] Абу Муса ушёл, а 'Умар сказал: «Если он найдёт доказательство, вечером вы увидите его у минбара, а если не найдёт, то не увидите». Придя вечером [в мечеть, 'Умар] увидел [там Абу Мусу] и спросил: «Что скажешь, о Абу Муса? Ты нашёл [доказательство]?» [Абу Муса] сказал: «Да, [мои слова подтвердит] Убай ибн Ка'б». ['Умар] сказал: «Он справедлив» 1926, [после чего] спросил [Убайя]: «О Абу ат-Туфайль1927, что говорит [Абу Муса]?» [В ответ на это Убай ибн Ка'б] сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал это, так не [причиняй] же страданий сподвижникам посланника Аллаха ﷺ» [Выслушав его, 'Умар] сказал: «Преславен Аллах! Я только услышал нечто и хотел удостовериться в этом».


1924 В то время "Умар ибн аль-Хаттаб уже был халифом.
1925 'Умар имел в виду, что накажет Абу Мусу.
1926 Как уже отмечалось, здесь под справедливостью имеется в виду такое свойство, которое побуждает человека неуклонно проявлять благочестие (таква) и порядочность (мурувва).
1927 Абу ат-Туфайль — кунья Убайя ибн Ка'ба.



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 15 май 2015, 20:55

Глава 23. Поднятая занавеска [означает, что входить] разрешается

1435 Передают, что Ибн Мас'уд сказал: «[Однажды] посланник Аллаха ﷺ сказал мне: "Поднятая занавеска [на моей двери будет означать, что] тебе разрешается [войти] ко мне и слушать [тайные беседы, которые я веду], пока я не запрещу тебе [этого]"».

Глава 24. Попросив разрешения [войти], нежелательно [на вопрос хозяина] отвечать: «Я»


1436 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды] я попросил у пророка ﷺ разрешения [войти], и он спросил: "Кто это?" Я ответил: "Я", пророк ﷺ же [стал повторять]: "Я, я"».
В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что Джабир также сказал]: «...[говоря это так], будто [мой ответ] ему не понравился».

Глава 25. [Тому, кто просит] разрешения [войти], запрещается заглядывать [в дом]

1437 Сахль ибн Са'д ас-Са'иди, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что [как-то раз] один человек стал смотреть через отверстие в двери [комнаты] посланника Аллаха ﷺ, державшего [в руке] железный гребень, которым он расчёсывал волосы. Увидев его, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы я знал, что ты смотришь на меня, то обязательно ткнул [этим гребнем] тебе в глаз!» [А потом] посланник Аллаха ﷺ сказал: «Просить разрешения [войти] и было велено только из-за [нескромных] взоров».

Глава 26. [Разрешается] выбить камешком глаз тому, кто будет заглядывать в дом без разрешения [хозяев]


1438 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если [какой-нибудь] человек заглянет к тебе [в дом] без разрешения, а ты бросишь в него камешек и выбьешь ему глаз, на тебе не будет греха».

Глава 27. О случайном взгляде и [велении] отводить глаза


1439 Передают, что Джарир ибн 'Абдуллах сказал: «Я задал посланнику Аллаха ﷺ вопрос о случайном взгляде1928, и он велел мне отводить глаза».

1928 Джарир спросил, что следует делать, если человек помимо своей воли увидит нечто такое, смотреть на что запретно или нежелательно.

Глава 28. [О том], кто явился в собрание, поприветствовал [людей] и сел


1440 Абу Вакид аль-Лейси передал, что [однажды], когда посланник Аллаха ﷺ сидел в мечети вместе с людьми, [туда] пришли три человека. Двое [из них] подошли к посланнику Аллаха ﷺ, а один удалился. [Эти двое] постояли около посланника Аллаха ﷺ, и один из них увидел [свободное место] в кругу [сидевших людей] и сел там. Другой сел позади них, что же касается третьего, то он ушёл. Закончив [говорить с людьми], посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не сообщить ли вам [нечто] об [этих] троих? Что касается одного из них, то он искал приюта у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют1929, что касается другого, то он устыдился, и Аллах устыдился его1930 , что же касается [третьего], то он отвернулся, и Аллах [тоже] отвернулся от него».

1929 То есть оказал ему Свою милость.
1930 Этот человек постыдился расталкивать людей, что достойно похвалы. Некоторые комментаторы считают, что применительно к Аллаху слово «устыдился» следует понимать как указание на то, что Он не станет подвергать этого человека наказанию. По мнению других, это значит, что Аллах наградит его [Навави. Минхадж]. Как отмечалось ранее, многие улемы считали, что в подобных случаях любые комментарии и пояснения излишни.



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 15 май 2015, 21:05

Глава 29. Запрещается поднимать человека с занимаемого им места, [чтобы] занять его самому


1441 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть один человек не поднимает другого с занимаемого тем места, [чтобы] потом сесть на него самому! [Не делайте так], но потеснитесь и [постарайтесь сесть свободнее]».
В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что Ибн 'Умар также сказал]: «Я спросил: "[Этого не следует делать] в пятницу?" — на что пророк ﷺ сказал: "Ни в пятницу, ни в любой другой [день]"».
[Передают, что когда] кто-нибудь вставал со своего места, [чтобы уступить его] Ибн 'Умару, тот [никогда] не садился на [это место].

Глава 30. Человек, который встанет со своего места и [отойдёт], а потом вернётся, будет иметь на него преимущественное право


1442 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас встанет со своего места1931, а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право».
В [той версии этого] хадиса, [которая передаётся со слов] Абу Аваны, [сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал]: «Тот, кто встанет со своего места...»

1931 Здесь речь идёт о месте, на котором человек ожидал начала молитвы, но покинул его по уважительной причине.

Глава 31. Двоим [собеседникам] запрещается вести друг с другом тайную беседу без [участия] третьего


1443 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если будете [находиться] втроём, пусть двое не ведут друг с другом тайную беседу без [участия] третьего, пока вы не [присоединитесь] к [другим] людям, ибо [тому человеку] это доставит огорчение».

Глава 32. [Обыкновение] приветствовать детей


1444 Передают, что Сайяр сказал: «[Однажды] я шёл [по улице] с Сабитом аль-Бунани, который, проходя мимо детей, поприветствовал их. Сабит рассказал [мне], что [как-то раз] он шёл [по улице] с Анасом, который, проходя мимо детей, поприветствовал их, [а потом] рассказал
[ему], что [однажды] он шёл [по улице] с посланником Аллаха ﷺ, который, проходя мимо детей, поприветствовал их».

Глава 33. Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан [словами] «Ас-саляму'алейкум»


1445 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан [словами] "Ассаляму 'алейкум1932, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой её части».1933

1932 Это не значит, что мусульманам запрещается первыми приветствовать представителей иных конфессий по-другому.
1933 Речь не идёт о таких случаях, когда дорога свободна. Кроме того, не следует поступать так, если в результате этого человек упадёт в яму или будет вынужден прижаться к стене, равно как и в иных подобных случаях [Навави. Минхадж].



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 15 май 2015, 21:17

Глава 34. Ответ обладателям Писания


1446 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды люди из числа иудеев поприветствовали посланника Аллаха ﷺ, сказав: "Ас-самму 'алейкум] 1934, о Абу аль-Касим". [В ответ им пророк ﷺ сказал: "И вам". Охваченная гневом, 'Аиша воскликнула: "Разве ты не слышал, что они сказали?!" [В ответ на это пророк ﷺ сказал: "Слышал и ответил им, но, поистине, [когда мы] желаем им дурного, [наши мольбы] принимаются, [когда же они] желают дурного нам, [их мольбы] отвергаются"».

1934 Самм — 'смерть Таким образом, вместо того чтобы сказать ас-саляму 'алей- кум ('мир вам'), они сказали ас-самму 'алей-кум ('смерть вам').


Глава 35. После ниспослания [аята о] покрывале женщинам было запрещено выходить из [дома]


1447 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что обычно [для удовлетворения] большой нужды жёны пророка ﷺ выходили по ночам на аль-Манаси' — обширное открытое место1935. Что же касается "Умара ибн аль-Хаттаба то он не раз говорил посланнику Аллаха ﷺ «[Вели] своим жёнам надевать покрывала», но посланник Аллаха ﷺ не делал [этого]. Однажды ночью, когда жена пророка ﷺ Сауда бинт Зам'а, которая была высокой женщиной, вышла [из дома], "Умар обратился к ней [и сказал]: «Поистине, мы узнали тебя, о Сауда!» [Он поступил так], желая, чтобы было ниспослано [откровение о необходимости ношения] покрывала. 'Аиша сказала: «И Всемогущий и Великий Аллах [действительно] ниспослал [откровения, в которых говорилось о] покрывале».1936

1935 Это место находилось недалеко от кладбища Баки' в Медине.
1936 Об этом говорится в трёх аятах Корана: 24:31; 33:53; 33:59.


Глава 37. [Разрешается сажать в седло] позади себя женщину, которая является близкой родственницей


1449 Передают, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «[Когда] аз-Зубайр женился на мне, не было у него на земле ни имущества, ни раба и ничего другого, кроме коня. Я задавала и приносила корм его коню, присматривала за ним, молола [финиковые] косточки для его верблюда, на котором возили воду, кормила его, черпала воду, а также зашивала [кожаную] бадью и замешивала тесто. Однако я не умела хорошо печь хлеб, и его пекли [для нас] мои соседки из числа ансаров, которые были [достойными] женщинами. [Кроме того], я носила на голове финиковые косточки с [участка] земли, выделенного посланником Аллаха ﷺ аз-Зубайру и находившегося на расстоянии двух третей фарсаха [от моего дома]. Однажды я несла эти косточки на голове и встретила по дороге посланника Аллаха ﷺ, которого сопровождали несколько его сподвижников. [Посланник Аллаха ﷺ ] обратился ко мне и стал повторять "Их, их!1938, желая посадить меня в седло позади себя, однако я постеснялась [ехать вместе с мужчинами], помня о ревности [аз-Зубайра], который потом сказал: "Клянусь Аллахом, [то, что] ты несла на голове косточки, для меня тяжелее, [того, что] ты могла бы сесть в седло вместе с ним!"1939 [И я продолжала выполнять ту же работу], пока Абу Бакр не прислал мне слугу, что избавило меня от необходимости присматривать за конём. [Сделав это], он будто отпустил меня на свободу».

1938 «Их, их!» — восклицание, которое произносят, чтобы поставить верблюда на колени.
1939 Аз-Зубайру было неприятно то, что пророк ﷺ увидел, как его жена носит на голове тяжести.


Глава 38. Если кто-нибудь пройдёт рядом с мужчиной, с которым будет находиться женщина, пусть [этот мужчина] скажет: «Это — такая-то»


1450 Передают, что (жена пророка ﷺ) Сафия бинт Хуяй, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«[Однажды] ночью, когда пророк ﷺ неотлучно находился в мечети] 1940, я пришла навестить его. Поговорив с ним [некоторое время], я встала, чтобы вернуться [домой], и [пророк ﷺ] встал вместе со мной, чтобы проводить меня». А жилище [Сафийи] находилось на [участке земли, который принадлежал] Усаме ибн Зайду, да будет доволен Аллах ими обоими. [В это время] мимо проходили два человека из числа ансаров, которые ускорили шаги, увидев пророка ﷺ. [Посланник Аллаха ﷺ] сказал [им]: «Не спешите, ведь это Сафия бинт Хуяй!1941 ])». Они воскликнули: «Преславен Аллах (субхана Ллах), о посланник Аллаха!1942» [Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, шайтан [проникает] в человека, [циркулируя в нём], подобно крови, и я побоялся, что он [сможет] заронить в ваши сердца дурное (или: что-нибудь [дурное].


1940 Речь идёт о неотлучном пребывании в мечети (и'тикаф) в течение последних десяти дней рамадана.
1941 Пророк ﷺ сказал это, чтобы шайтан не внушил ансарам никаких дурных мыслей о нём.
1942 Это восклицание означает, что они никогда не могли подумать о пророке ﷺ плохо.



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 15 май 2015, 21:26

Глава 39. Мужчине запрещается проводить ночь [в доме] женщины, если он не состоит с ней в близком родстве

1451 Передают со слов Джабира , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть мужчина ни в коем случае не ночует [в доме] замужней женщины, если он не является [её] мужем или близким родственником».1943

1943 То есть если он не состоит с ней в такой степени родства, которая исключает возможность заключения брака.

1452 'Укба ибн 'Амир передал, что [однажды] посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть [никто из] вас ни в коем случае не входит к [посторонним] женщинам!» Кто-то из ансаров спросил: «О посланник Аллаха, скажи, [а если это будет] близкий родственник мужа?» — [и пророк ﷺ] сказал: «Близкий родственник мужа —это гибель!»1944

Аль-Лейс ибн Са'д1945 сказал: «Близкий родственник (хамв) — это брат мужа и подобные ему родственники, например, сын дяди со стороны отца».

1944 Имеется в виду, что, поскольку мужчина, состоящий с мужем в близком родстве, имеет свободный доступ в дом, он может послужить причиной опасного искушения.
1945 Аль-Лейс ибн Са'д — передатчик этого хадиса.


Глава 40. Запрещается входить к женщинам, мужей которых нет дома


1453 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [как-то раз] несколько человек из [рода] бану хашим зашли к Асме бинт 'Умайс, а потом [в дом] вошёл Абу Бакр ас-Сыддик, женой которого она в то время была. [Когда Абу Бакр] увидел их, это ему не понравилось, а потом он рассказал об этом посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Я не видел [ничего дурного]». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах признаёт её невиновной», а потом [поднялся] на минбар и сказал: «Пусть отныне никто из мужчин ни в коем случае не входит к женщине, мужа которой нет дома, если с ним не будет ещё одного человека (или: двух человек)».

Глава 41. Женоподобным мужчинам запрещается входить к женщинам


1454 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[В течение определённого времени] к жёнам пророка ﷺ приходил один женоподобный мужчина (муханнас)1946, который, как считали, не питал страсти к женщинам. Однажды пророк ﷺ зашёл к одной из своих жён, когда у неё находился [этот мужчина], который описывал какую-то женщину, говоря: "Когда она поворачивается [к тебе] лицом, то поворачивается [так, что на её теле видны] четыре [складки], когда же поворачивается спиной, то поворачивается [так, что видны] восемь [складок]" [Увидев его], пророк ﷺ воскликнул: "Разве я не вижу, что этот знает, что здесь [происходит]? Пусть он больше никогда не входит к вам!"»

1946 Муханнас — мужчина, который по своему характеру и манере двигаться и разговаривать напоминает женщину или намеренно старается подражать женщинам в этом.

Глава 42. Следует гасить огонь перед сном


1455 Передают, что Абу Муса сказал: «[Однажды] ночью в Медине сгорел дом, в котором находились люди, и когда посланнику Аллаха ﷺ рассказали, что с ними случилось, он сказал: "Поистине, этот огонь — враг вам, и поэтому гасите его, когда будете ложиться спать"».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 15 май 2015, 21:40

41. КНИГА О ЗАГОВОРАХ


Глава 1. О том, как Джибрил عليه السلام заговаривал пророка ﷺ от болезни


1456 Передают, что жена пророка ﷺ 'Аиша сказала: «Когда посланник Аллаха ﷺ болел, Джибрил عليه السلام заговаривал его [от болезни], говоря: "С именем Аллаха, да излечит Он тебя и исцелит от любого недуга, и от зла завистника, когда тот завидует, и от зла каждого, кто обладает дурным глазом" (Би-сми Лляхи, йубри-ка, вамин кулли да'ин йашфи-кя, ва мин шарри хасидин иза хасада, ва мин шарри кулли зи 'айн)».

1457 'Абд-аль-'Азиз ибн Сухайб передал со слов Абу Надры, что Абу Са'ид [аль-Худри] передал, что [однажды] Джибрил عليه السلام явился к пророку ﷺ и спросил: «О Мухаммад, ты заболел?» [Пророк ﷺ] сказал: «Да». Тогда Джибрил عليه السلام! сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всего, что причиняет тебе страдания, и от всякого завистника (или: дурного глаза завистника). Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя» (Би-сми Лляхи, арки-ка мин кулли шай'ин йу'зи-ка, ва мин кулли нафси (ay: айни) хасидин. Аллаху йашфи-ка, би-сми Лляхи арки-ка).

Глава 2. О колдовстве и о том, как [один из] иудеев околдовал пророка ﷺ


1458 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: [Когда то] иудей по имени Лябид ибн аль-А'сам из числа иудеев [племени] бану зурайк околдовал посланника Аллаха ﷺ до такой степени, что посланнику Аллаха ﷺ стало казаться, будто он делал то, чего [на самом деле] не делал. [Это продолжалось], пока однажды днём (или: ночью) посланник Аллаха ﷺ не обратился с мольбами к Аллаху, потом он [снова] обратился к Нему, потом [снова] обратился к Нему, а потом сказал: «О 'Аиша, знаешь ли ты, что Аллах дал мне совет относительно того, о чём я просил у Него совета? [Во сне] ко мне явились два человека, один из которых сел у моего изголовья, а другой — у меня в ногах, после чего тот, кто сидел у изголовья, спросил сидевшего в ногах (или: тот, кто сидел в ногах, спросил сидевшего у изголовья): "Чем болен этот человек?" Тот ответил: "Он околдован" Он спросил: "Кто же околдовал его?" Тот ответил: "Лябид ибн аль-А'сам" Он спросил: "Что [он для этого использовал]?" Тот ответил: "Гребень, очёски волос и сухую пыльцу пальмы мужского рода" Он спросил: "И где же [всё это находится]?" Тот ответил: "В колодце Зу Авран1947" [После этого] посланник Аллаха ﷺ пришёл [к этому колодцу] вместе с людьми из числа его сподвижников, а потом [вернулся и] сказал [мне]: "О 'Аиша, клянусь Аллахом, [по цвету] его вода подобна настою хны, а пальмы, [растущие около] него, подобны головам шайтанов. Я спросила: "О посланник Аллаха ﷺ, не сжёг ли ты это?”1948 [и пророк ﷺ] сказал: "Нет. Если говорить обо мне, то меня исцелил Аллах, а [эти вещи] я [не стал доставать, ибо] не хотел причинять людям зло—1949, и поэтому по моему велению [колодец] засыпали"»/

1947 Зу-Арван— колодец, находившийся в Медине.
1948 Имеется в виду то, что было использовано для колдовства и брошено в колодец.
1949 Пророк ﷺ не стал доставать эти вещи из колодца, чтобы люди не увидели их и не стали заниматься колдовством.


Глава 3. Чтение над больным «му'аввизат» и поплёвывание


1459 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда кто-нибудь из членов семьи посланника Аллаха ﷺ болел, он поплёвывал1950 на [больного, читая] му'аввизат1951, когда же сам [пророк ﷺ заболел той болезнью, от которой он умер, я стала поплёвывать на него, растирая [тело пророка ﷺ] его же рукой, ибо [в его руке] было больше благодати, чем в моей».

1950 Имеется в виду имитация поплёвывания без выделения слюны.
1951 Му'аввизат— общее название 112-й, 113-й и 114-й сур Корана.


Глава 4. Заговаривание и заклинание именем Аллаха


1460 Передают, что [однажды] 'Усман ибн Абу аль-'Ас ас-Сакафи пожаловался посланнику Аллаха ﷺ на боль в теле, которую он испытывал с тех пор, как принял ислам, и посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Положи руку на [то место] твоего тела, которое [тебя беспокоит], и трижды скажи: "С именем Аллаха" (Бис-ми-Алях), после чего семь раз скажи: "Прибегаю к защите Аллаха и Его мощи от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь" (Аузу би-Лляхи ва кудрати-хи мин шарри ма аджиду ва ухазир)».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 16 май 2015, 17:16

Глава 5. Мольба о защите от наущений шайтана во время молитвы

1461 Передают со слов Абу аль-'Аля, что [однажды] 'Усман ибн Абу аль-Ас пришёл к пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, шайтан [мешает] мне молиться и читать [Коран], делая для меня неясным [то, что я читаю]!» [В ответ ему] посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это — шайтан по имени Хинзаб, и, если ты почувствуешь [его присутствие], обратись к Аллаху с мольбой о защите от него и трижды сплюнь налево». ['Усман] сказал: «Я так и сделал, и Аллах удалил его от меня».

Глава 6. Заговаривание ужаленного с помощью [чтения] «основы Корана»
1952.

1462 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри что [как-то раз], находясь в пути, люди из числа сподвижников посланника Аллаха ﷺ проезжали рядом со [стоянкой] одного[бедуинского] племени. Они попросили оказать им гостеприимство, однако [получили отказ, а потом эти бедуины] стали спрашивать их: «[Умеет] ли кто-нибудь из вас читать заговоры?» — поскольку вождь этого племени был ужален [змеёй или скорпионом] (или: болен). Один из [сподвижников] сказал: «Да», пришёл к [вождю] и стал заговаривать его, читая [суру] «Аль-Фатиха». [Через некоторое время] этот человек исцелился и подарил [читавшему] стадо овец, но тот отказался принять его и сказал: «Я расскажу об этом посланнику Аллаха ﷺ. Потом он пришёл к пророку ﷺ, [обо всём] рассказал ему и сказал: «О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я заговаривал его, только [читая суру] "Аль-Фатиха"!» [Выслушав его, пророк ﷺ] улыбнулся и спросил: «Откуда ты узнал, что её [можно читать в качестве] заговора?» — а потом сказал: «Возьмите у них [то, что вам предлагали], и выделите одну долю мне».

1952 Букв, 'матери Корана! то есть суры «Аль-Фатиха».

Глава 7. Заговор от [укусов] любых ядовитых существ


1463 Передают, что аль-Асвад сказал: «Я спросил' Аишу, да будет доволен ею Аллах, [дозволено ли читать] заговоры, и она сказала: "Посланник Аллаха ﷺ разрешил [членам] одной семьи из числа ансаров [читать] заговоры от [укусов] любых ядовитых существ"».

Глава 8. О заговоре от прыщей


1464 Передают со слов Анаса ибн Малика , что посланник Аллаха ﷺ разрешил [читать] заговоры от дурного глаза, а также от [укуса] любого ядовитого существа и прыщей».

Глава 9. О заговоре от [укуса] скорпиона


1465 Передают, что Джабир сказал: [Когда] посланник Аллаха ﷺ запретил [читать] заговоры, к нему пришли [члены] семьи 'Амра ибн Хазма и сказали: «О посланник Аллаха, [мы знаем] один заговор, который читаем от [укуса] скорпиона, но ты запретил читать заговоры», после чего [прочли] ему [этот заговор]. [Выслушав их, пророк ﷺ] сказал: «Я не вижу [в этом] ничего дурного. Пусть же тот из вас, кто может приносить пользу своему брату, [делает это]».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 16 май 2015, 22:14

1466 Передают, что Абу Хурайра сказал: Один человек пришёл к пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха ﷺ, сколько я натерпелся от скорпиона, ужалившего меня вчера!» [На это пророк ﷺ] сказал: «Он не причинил бы тебе вреда, если бы вечером ты сказал: "Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал" (А'узу би-калимати Лляхи т-таммати мин шарри ма халяк)».

Глава 10. Дурной глаз —истина, и, если вам предложат совершить полное омовение, совершите его


1467 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк ﷺ сказал: «Дурной глаз — истина1953, и, если бы что-то [могло] опережать предопределённое, это было бы [воздействие] дурного глаза, а [поэтому], когда вам предложат совершить полное омовение [в качестве средства избавления от сглаза], совершите его».
1953 Имеется в виду, что дурной глаз действительно может оказывать на человека отрицательное влияние.

Глава 11. О заговоре от дурного глаза


1468 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха ﷺ не раз повелевал мне заговаривать [людей] от дурного глаза ».

1469 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ разрешил [членам] семьи Хазма [читать] заговоры от [укуса] змеи и спросил Асму бинт 'Умайс: "Почему дети моего брата] 1954 такие худые? [Может быть], они испытывают нужду?" [Асма] ответила: "Нет, но они [легко поддаются воздействию] дурного глаза" и [тогда пророк ﷺ велел: "Заговори их"». [Асма] сказала: «[Сначала] я [прочла] ему [этот заговор], а [потом] он [ещё раз] сказал: "Заговори их"».

1954 Имеются в виду дети Джа'фара ибн Абу Талиба.

Глава 12. О заговоре от сглаза


1470 Передают со слов жены пророка ﷺ Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что, увидев в [её] доме рабыню, на лице которой появилось тёмное пятно1955, [пророк ﷺ] сказал: «Поистине, её сглазили, попросите же, чтобы её заговорили», имея в виду [изменение цвета кожи на] её лице.

1955 Или: тёмное пятно на покрасневшей коже.



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 16 май 2015, 22:25

Глава 13. Чтение заговора с использованием земли


1471 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда [какой-нибудь] человек жаловался на что-либо1956 или на [мучившую его] язву (или: рану), пророк ﷺ обычно делал пальцами такие [движения] ([говоря это], Суфьян ибн'Уяйна 1957 коснулся указательным пальцем земли, а потом поднял его) [и говорил больному]: «С именем Аллаха; земля нашей страны1958 со слюной кого-нибудь из нас, чтобы посредством этого исцелить нашего больного с дозволения нашего Господа1959»(Би-сми Ллях; турбату арди-на би-рикати ба'ди-на, ли-йушфа би-хи сакиму-на би-зни Рабби-на).
Ибн Абу Шайба говорил, [что пророк ﷺ сказал] «и будет исцелён наш больной», Зухайр 1960 же сказал] [что пророк ﷺ сказал] «чтобы посредством этого исцелить нашего больного».

1956 Имеются в виду жалобы на боль.
1957 Суфьян ибн 'Уяйна — передатчик этого хадиса.
1958 Это касается не только земли Медины.
1959 Имеется в виду, что сначала пророк ﷺ смачивал слюной указательный палец и касался им земли, а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место, произнося эти слова.
1960 Ибн Абу Шайба и Зухайр — передатчики этого хадиса.


1472 Передают, что Хауля бинт Хаким ас-Сулямия сказала:
Я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек остановится в каком нибудь доме и скажет: "Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал" (А'узу би-калимати Аляхи ттаммати мин шарри ма халяк), ничто не причинит ему вреда, пока он не покинет этот дом».

Глава 14. Заговор, который человек читал [в тех случаях], когда [кто-нибудь из] членов его семьи болел


1473 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда кто-нибудь из нас болел, посланник Аллаха ﷺ проводил правой рукой [по телу этого] человека, после чего говорил: "Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели. Ты — целитель, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, [исцели же так, чтобы после этого] не осталось болезни" (Азхиби ль-ба'са, Рабба н-наси, ва-шфи. Анта ш-шафи, ля шифа'а илля шифа'у-ка шифа'ан ля йугадиру сакаман). Когда же заболел сам посланник Аллаха ﷺ, и состояние его ухудшилось, я взяла его за руку, чтобы проделать ею нечто подобное тому, что делал он1961, но он отнял руку, а потом сказал: "О Аллах, прости меня и [присоедини] к высшему обществу!1962" (Аллахумма гфир ли ва-дж'алъ-ни ма'а р-рафики ль-а'ля). Тогда я посмотрела [на него], но оказалось, что он уже умер».

1961 То есть провести рукой пророка ﷺ по его телу.
1962 Здесь под высшим обществом (ар-рафик алъ-а'ля) имеется в виду либо Аллах, одним из имён Которого, как считают некоторые комментаторы, является имя Ар-Рафик, либо ангелы, пророки, правдивейшие и праведники.


1474 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что [для исцеления больных] посланник Аллаха ﷺ пользовался [таким] заговором: «Удали эту болезнь, Господь людей, в Твоей длани исцеление, и никто не избавит от [болезни], Кроме Тебя!» (Азхиби льба'са, Рабба н-наси, ля кашифа ля-ху илля Анта).

Глава 15. В заговорах нет ничего дурного, если [заговор] не [имеет отношения к] многобожию


1475 Передают, что 'Ауф ибн Малик аль-Ашджа'и сказал: «Во времена джахилии мы заговаривали [больных] и [однажды] мы спросили: "О посланник Аллаха, как ты на это смотришь?" [В ответ нам пророк ﷺ] сказал: "[Говорите] мне, какие заговоры вы [используете]. В заговоре нет ничего дурного, если он не [имеет отношения к] многобожию"».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 17 май 2015, 14:37

42. КНИГА О БОЛЕЗНЯХ И ЛЕЧЕНИИ


Глава 1. О боли и болезни, поражающей верующего


1476 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «[Однажды] я зашёл к посланнику Аллаха ﷺ, страдавшему от [сильной] лихорадки, дотронулся до него рукой и сказал: "О посланник Аллаха, какая у тебя сильная лихорадка!" Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Да, и моя лихорадка [приносит мне столько же страданий], как и [любым] двоим из вас". Я спросил: "Это потому, что тебе [уготована] двойная награда?" — и посланник Аллаха ﷺ сказал: "Да", а потом он ﷺ сказал: "С любого мусульманина, которого поразит болезнь или иные [подобные неприятности], Аллах посредством этого непременно сбросит [бремя] его дурных дел подобно тому, как дерево сбрасывает свои листья"».

Глава 2. О достоинстве [обыкновения] навещать больных


1477 Передают со слов Саубана , что пророк ﷺ сказал: «Поистине, если мусульманин навестит своего брата [по вере во время его болезни], он будет пребывать среди хурфату ль-джанна, пока не вернётся».1963

1963 В другой версии этого хадиса сообщается, что Саубан также сказал: «[Люди стали] спрашивать: "О посланник Аллаха, а что такое хурфату ль- джанна?" — и он ﷺ сказал: "[Райские] плоды"». Общий же смысл хадиса таков: человек, который навестит своего больного брата, получит награду.

1478 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: "О сын Адама, Я болел, но ты не навестил Меня" [Тот, к кому Он обратится], воскликнет: "О Господь мой, как же я [мог] навестить Тебя, ведь Ты — Господь миров?!" [Аллах] скажет: "Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел? Ты [знал] это, но не навестил его. И разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил, чтобы ты накормил Меня, но ты не накормил Меня" [Человек] воскликнет: "О Господь мой, как же я [мог] накормить Тебя, ведь Ты — Господь миров?!" [Аллах] скажет: "Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его? Ты [знал] это, но не накормил его. И разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то [потом] непременно нашёл бы это у Меня?1964О сын Адама, Я просил у тебя воды, но ты не напоил Меня". [Человек] воскликнет: "О Господь мой, как же я [мог] напоить Тебя, ведь Ты — Господь миров?!" [Аллах] скажет: "У тебя просил воды такой-то раб Мой, но ты не напоил его. Разве не [знал ты, что] если бы ты напоил его, то [потом] непременно нашёл бы это у Меня?"»


1964 То есть получил бы за это награду.

Глава 3. Не говори: «Я плох»


1479 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: "Я плох" (Хабусат нафси), но говорит: "Я заслуживаю порицания" (Лякисат нафси)1965

1965 Улемы говорят: "Хабусат значит гассат и означает то же, что и лякисат, — 'быть плохим', но использовать слово хубс нежелательно [Навави. Минхадж]. Имеется в виду, что в подобных случаях пророк ﷺ считал нежелательным использование слов, образованных от глагола хабуса — 'быть дурным, порочным; быть злым; быть отвратительным'.

Глава 4. От любого недуга есть лекарство


1480 Передают со слов Джабира , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Своё] лекарство есть от любого недуга, и когда [в случае] болезни [применяют нужное] средство, [больной может] исцелиться с соизволения Всемогущего и Великого Аллаха».



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 » 17 май 2015, 14:47

Глава 5. Горячку вызывает жар Геенны, так охлаждайте её водой


1481 Передают, что, когда к Асме, да будет доволен ею Аллах, приносили женщину, страдавшую от горячки, она всегда велела принести воды, лила её за пазуху [больной] и говорила: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Охлаждайте [горячку] водой" и он ﷺ сказал: "Поистине, её вызывает жар Геенны"».

Глава 6. Горячка удаляет грехи


1482 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Зайдя к Умм ас-Са'иб (или: Умм аль-Мусайяб), посланник Аллаха ﷺ спросил [её]: "Почему ты дрожишь, о Умм ас-Са'иб (или: Умм аль-Мусайяб)?" Она сказала: "[Из-за] горячки, да не благословит её Аллах!" [На это пророк ﷺ] сказал: "Не поноси горячку, ибо, поистине, она удаляет грехи сынов Адама подобно тому, как кузнечный мех удаляет окалину из железа"».

Глава 7. О падучей и награде за неё


1483 Передают, что 'Ата ибн Абу Рабах сказал:
[Однажды] Ибн 'Аббас сказал мне: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «[Когда-то] эта чернокожая женщина пришла к посланнику Аллаха ﷺ и сказала: "У меня бывают приступы падучей, [из-за чего] я обнажаюсь] 1966, обратись же к Аллаху с мольбой за меня". [В ответ ей посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если хочешь, терпи, и тогда [наградой] тебе [послужит] Рай, а если хочешь, я обращусь к Всемогущему и Великому Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя". Она сказала: "Я буду терпеть", [а потом добавила]: "Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась", и онﷺ обратился к Аллаху с [такой] мольбой за неё».

1966 Эта женщина имела в виду, что во время приступа эпилепсии часть её тела обнажается помимо её воли.

Глава 8. Тальбина успокаивает сердце больного


1484 Передают со слов жены пророка ﷺ 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда умирал кто-нибудь из её родственников, у неё собирались женщины. Потом [все] они расходились, за исключением родных и близких подруг ['Аиши]. Тогда по её велению [сначала] готовили котелок тальбины 1967, а затем — сарид1968, который приправляли этой тальбиной, она же говорила [им]: «Ешьте её, ибо я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: "Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть [его] печали"».

1967 Тальбина — блюдо, которое готовят из муки или отрубей, иногда добавляя туда мёд.
1968 Сарид — мясная похлёбка, в которую крошится хлеб.


Глава 9. Лечение с помощью [употребления] мёда

1485 Передают, что Абу Са'ид аль-Худри сказал: «[Как-то раз] к пророку ﷺ пришёл один человек и сказал: "У моего брата расстроился желудок", и посланник Аллаха ﷺ сказал: "Давай ему мёд". Тот [некоторое время] давал [брату] мёд, а потом [снова] пришёл к [пророку ﷺ] и сказал: "Я давал ему [мёд], но от этого расстройство только усилилось". [Потом он пришёл в третий раз, и пророк ﷺ в третий раз] дал ему [тот же совет]. Потом он пришёл в четвёртый раз, и [пророк ﷺ снова] сказал: "Пои его мёдом". Тот сказал: "Я давал ему [мёд], но от этого расстройство только усилилось". Тогда посланник Аллаха ﷺ воскликнул: "Правду сказал Аллах1969 а живот твоего брата солгал!" — после чего [этот человек продолжал] поить [брата мёдом], и тот выздоровел».

1969 В Коране сказано «исходит из чрева [пчёл] питьё разных видов, в котором исцеление для людей. Поистине, в этом — знамение для людей размышляющих!» (16:69).



Ответить

Вернуться в «Сахих Муслим»