Указывает ли достоверный иснад на достоверность хадиса?

Ответить
Elbrus
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 01 авг 2009, 17:09

Указывает ли достоверный иснад на достоверность хадиса?

Сообщение Elbrus » 27 апр 2010, 11:39

Ассаляму алейкум дорогие братья и сестры!
До недавного времени я думал что если иснад хадиса достоверный то и само сообщение автоматически считается достоверным, однако несколько раз сталкивался с высказываниями типа:"достоверная цепочка не всегда говорит о достоверности хадиса". Как это понимать? Может быть есть еще какие то условия определяющие приемлемость хадисов и асаров, помимо цепочки передачиков. Поясните это пожалуйста.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2930
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 28 апр 2010, 01:22

Уа алейка салам уарахмату-Ллах.
Конечно брат, так и есть!

Достоверность иснада - это только некоторые из пяти необходимых условий для того, чтобы сообщение было достоверным.
Известно среди мухаддисов первых и последних поколений, что условий, которые необходимы для того, чтобы хадис был достоверным - пять:
1. Непрерывность иснада.
2. Достойность передатчиков.
3. Точность в передачи.
4. Отсутствие отклонения (шузуз).
5. Отсутствие недостатка (‘илля).
Это и есть условия, после которых хадис становится достоверным.

И вполне может быть так, что несмотря на то, что иснад хадиса достоверный, сам хадис может быть слабым, например, из-за разрыва между передатчиками или скрытого недостатка, который может быть как в иснаде хадиса, так и в его тексте (матн).
Хафиз аз-Зайля’и сказал: “Достоверность иснада связана с надёжностью передатчиков. И даже если допустить, что передатчики хадиса являются надёжными, это не означает, что сам хадис является достоверным, пока он не будет лишён отклонений и недостатков”. См. “Насб ар-рая” 1/263.
Хафиз ас-Сахауи сказал: “Может быть так, что иснад хадиса будет достоверным или хорошим исходя из условий, как непрерывность иснада, надёжность и точность передатчиков, тогда как сам текст (матн) хадиса не будет достоверным из-за отклонений и недостатка”. См. “Фатх аль-мугъис” 1/106.

Сказанное относится и к словам некоторых хафизов, как: “Все передатчики хадиса являются надёжными”, поскольку несмотря на надёжность передатчиков, в хадисе могут быть те же самые проблемы, что и в упомянутых выше примерах. К тому же в таком иснаде может быть мудаллис (фальсификатор), использовавший неопределённые выражения, типа: “Сообщается от такого-то”, тогда как условие принятия хадиса от мудаллиса в том, чтобы он однозначно утверждал о том, что слышал непосредственного хадис от передатчика, говоря: “Сообщил мне такой-то”, “Рассказал мне такой-то” и т.п.

Например, выражение: “Передатчики хадиса надёжные” часто использует хафиз аль-Хайсами, и конечно же этого не достаточно для того, чтобы считать сам хадис достоверным! Ведь если даже при словах: «Иснад хадиса достоверный» в хадисе могут быть проблемы, то при словах: «Все передатчики хадиса надёжные» в нём могут быть проблемы тем более, так как оценка: «Иснад достоверный» сильнее, чем оценка: «Все передатчики надёжные».
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Слова аль-Хайсами: «Все передатчики надёжные» не указывают на достоверность хадиса по причине вероятности, что среди передатчиков может быть мудаллис, передавший в неопределённой форме; или передатчик, который стал путаться, от которого передали после этого; или в нём тот, кто не застал того, от кого он передаёт; или в хадисе есть недостаток и отклонение”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/19.
Кстати, о словах хафиза аль-Хайсами: «Все передатчики хадиса, являются передатчиками сборника «ас-Сахих» и слова: «Все передатчики являются надёжными» куда сильнее, чем его слова: «Этих передатчиков посчитали надёжными». Шейх наш Машхур говорил, что когда аль-Хайсами говорит в такой не утвердительной форме, значит в иснаде хадиса есть передатчики, касательно которых было большое разногласие. А если аль-Хайсами говорит: «Все передатчики «ас-Сахих», кроме такого-то, которого посчитали надёжным», тогда речь о том, что этот передатчик проблемный, но его назвал надёжным Ибн Хиббан, который имел послабление в удостоверении неизвестных.

Вернувшись к словам: "Достоверность иснада хадиса не указывает на то, что сам хадис достоверный".
Необходимо знать о таком важном моменте в обсуждаемой теме, что зачастую, когда кто-то из мухаддисов говорит: “Иснад хадиса достоверный” или “иснад хороший”, и при этом не добавляет к этим словам какого-либо недостатка, типа: “Иснад хороший, однако, в нём есть разрыв” или: “Иснад хороший, но хадис отклонённый (шазз)” и т.п., то это указывает на то, что такой хадис для него считается достоверным в общем. Это очень важный нюанс, который не учитывают многие братья. На этот момент указывали признанные мухаддисы.
Так, хафиз Ибн ас-Саллях сказав: “Слова: «Иснад этого хадиса достоверный» или: «Иснад хороший» меньше степенью, чем слова: «Этот хадис достоверный» или: «хадис хороший». Ведь может быть сказано: «Этот хадис имеет достоверный иснад», однако хадис недостоверный по причине того, что он отклонённый или имеет недостаток”.
Затем Ибн ас-Салях поясняет: “Но если кто-то из признанных авторов из их числа (мухаддисов) ограничится словами: «Поистине, иснад хадиса достоверный», и не упомянет наряду с этим какой-то недостаток, то внешне понимается, что он вынес суждение о достоверности самого хадиса”. См. “аль-Мукъаддима” 24.
То же самое говорил и хафиз Ибн Хаджар в «ан-Нукат» 1/474.

Уа-Ллаху а'лям.



Elbrus
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 01 авг 2009, 17:09

Re: Указывает ли достоверный иснад на достоверность хадиса?

Сообщение Elbrus » 28 апр 2010, 16:49

Да воздаст тебе Аллах, великой наградой брат.



Гадель ибн Ислям
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Указывает ли достоверный иснад на достоверность хадиса?

Сообщение Гадель ибн Ислям » 29 апр 2010, 06:17

Ассаляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
ДжязакаЛлаху хайран.
Брат, я бизниЛлях уточню, а что такое точность передачи, как определяется?
БаракаЛлаху фикум.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2930
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 02 май 2010, 00:44

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Elbrus писал(а):Да воздаст тебе Аллах, великой наградой брат.
Гадель ибн Ислям писал(а):ДжязакаЛлаху хайран.
Амин! И вам!
Гадель ибн Ислям писал(а):Брат, я бизниЛлях уточню, а что такое точность передачи, как определяется?
Так и определяется брат)
Это условие именуется "дабт", необходимо, чтобы передатчик был точным в передачи, не ошибался, имел хорошую память и т.п. Ведь для того, чтобы хадис был достоверным, не достаточно просто надежности передатчика, он также должен быть и точным в передачи! Ведь если передатчик будет правдивым, однако с плохой памятью или допускающим ошибки, путающимся и т.п., то его хадисы не будут уже достоверными.
Уа-Ллаху а'лям.



Гадель ибн Ислям
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Указывает ли достоверный иснад на достоверность хадиса?

Сообщение Гадель ибн Ислям » 02 май 2010, 08:34

ДжязакаЛлаху хайран, ясно стало ;)



Ответить

Вернуться в «Наука о хадисоведении (мусталях аль-хадис)»