Рост цен и его причины с точки зрения Ислама

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2930
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Рост цен и его причины с точки зрения Ислама

Сообщение A'mash » 02 янв 2018, 21:49

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Рост цен и его причины с точки зрения Ислама

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Часто мусульмане жалуются на взлёт цен, финансовый кризис, и т.п. Но если бы они знали истинную сущность этих явлений и их причины, то им стало бы легче и они не реагировали бы на рост цен так болезненно.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) цены на товары в Медине подорожали, и тогда люди сказали: «О Посланник Аллаха, цены на товары повысились. Так установи же для нас твердые цены». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах является устанавливающим цены, удерживающим, распределяющим и наделяющим уделом. И поистине, я надеюсь, что когда встречусь с Аллахом, никто из вас не сможет взыскать с меня за посягательство ни на его кровь, ни на его имущество». Ахмад 3/155, Абу Дауд 3451, ат-Тирмизи 1314, Ибн Маджах 2200. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аль-Альбани. См. “аль-Икътирах” 113, “аль-Макъасыд аль-хасана” 540, “ас-Сахих аль-Муснад” 110, “Гъаятуль-марам” 323.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то пришёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха, вели установить единую цену». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Напротив, я буду обращаться с мольбой к Аллаху (чтобы Он даровал обильный удел)». Затем пришёл другой и тоже сказал: «О Посланник Аллаха, вели установить единую цену». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Напротив, Аллах – Тот, кто увеличивает и уменьшает. И поистине, я надеюсь, что когда встречусь с Аллахом, никто не сможет взыскать с меня за несправедливость». Ахмад 2/337, Абу Дауд 2450. Достоверность хадиса подтвердили Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн аль-Муляккъин, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль. См. “аль-Истизкар” 5/423, “аль-Бадр аль-мунир” 6/508, “ас-Сахих аль-Муснад” 1372, “Сахих Сунан Аби Дауд” 2450.
Касательно понятия «ат-тас’ир» (установление цен), упомянутое в этих хадисах, имам аш-Шаукани сказал: “Речь идёт о случае, когда правитель, его заместитель или любой, кто наделён властью касательно положения мусульман, связанного с рыночной торговлей, постановляет, что продавцы не должны продавать свой товар, кроме как по определённой цене. И они запрещают им увеличивать цену за товар или уменьшать её для пользы”. См. “Нейль аль-аутар” 5/248.
Шейх ‘Азым Абади сказал: “В хадисе содержится доказательство на то, что обязывать продавцов установлением конкретной цены является притеснением, а то, что является притеснением, является запретным”. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 9/320.
Упомянутые хадисы указывают на то, что Всевышний Аллах является Тем, кто снижает цены, когда Он посылает благодать (барака), по причине чего увеличивается количество товара, который наполняет рынки, и цены снижаются. И Аллах делает так, что товары и продовольствие дорожают, когда Он лишает Своей милости, не посылает дожди, отсутствует урожай, вследствие чего наступает дефицит товаров и цены начинают расти, приводя к кризису. Поэтому в действительности истинным установителем цен является только Аллах.
Когда Всевышний Аллах предопределяет что-то, то Он предопределяет и причины, приводящие к этому, как если Аллах предопределит дождь, то посылает облака, хотя истинной причиной послания дождя могло быть покаяние рабов или ответ на их мольбы, вследствие чего появились облака и пошёл дождь. И часто людям кажется, что, то или иное событие и есть истинная причина кризиса или повышения цен, тогда как это является лишь поводом для проявления последствий основных причин.

Что же касается основных причин, приводящих к росту цен, то ими являются ослушание Аллаха и грехи, а также неблагодарность в отношении даруемых Им благ. Всевышний Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (ар-Рум 30: 41).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в отношении этого аята сказал: “Речь о том, что благодать (барака) уменьшается по причине плохих деяний людей, чтобы они покаялись”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3092.
А хафиз аль-Къуртуби в толковании слова «зло», говорил: “Было сказано: «Зло – это отсутствие спроса на товар, взлёт цен и уменьшение продовольствий». Также было сказано: «Зло – это грехи, грабёж и тирания». Т.е. это становится причиной, препятствующей посевам, застраиванию и торговле. Все эти значения близки друг к другу”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 14/38.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Взлёт цен и их падение – из числа тех событий, которые творит только Один Аллах. И ничего из этого не происходит, кроме как по Его воле и власти. Однако Аллах, Свят Он и Велик, сделал некоторые поступки рабов причиной некоторых событий, подобно тому, как убийца стал причиной смерти убитого. И взлёт цен может быть по причине несправедливости Его рабов, как и искренность некоторых людей, может стать причиной дешевизны”. См. “Маджму’уль-фатауа” 8/521.

Однако следует знать, что, несмотря на то, что устанавливающим цены в действительности является Аллах, люди не имеют права искусственно способствовать росту цен, что в Исламе запрещается строжайшим образом. Со слов Ма’къаля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто вмешается в какое-либо ценообразование мусульман, чтобы увеличить для них стоимость, то в Судный День Всевышний и Благословенный Аллах обязательно усадит его в самое пекло Ада!» Ахмад 5/27, ат-Таялиси 928, аль-Хаким 2/12. Достоверность хадиса подтвердили Мукъбиль ибн Хади, Шу’айб аль-Арнаут и Субхи аль-Халлякъ. См. “ас-Сахих аль-Муснад” 1148, “Тахридж аль-Муснад” 20328, “Тахридж ан-Нейль” 10/241.
И в особенности это касается тех, кто занимается монополией, желая получить прибыль выше средней в результате того, что потребитель лишён альтернативы. Ведь со слов Ма’мара ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не занимается монополией никто, кроме грешника». Муслим 1605.
Учёные говорили, что речь идёт о таком человеке, который закупает определённое продовольствие в определённое время, а затем придерживает его, не перепродавая, пока цена не возрастёт из-за нехватки этого продовольствия. См. “Шарх Сахих Муслим” 10/220, “Нейль аль-аутар” 5/262.
Упомянутые хадисы ясно указывают на то, что подобное запрещено в Исламе.
Однако учёные разошлись во мнениях, касается ли упомянутое лишь еды или же всего, в чём нуждаются люди? Шафиитский имам – ар-Рамли говорил: “Необходимо применять запрет (в хадисе) ко всему, в чём зачастую есть нужда из числа еды и одежды”. См. “Асна аль-маталиб” 2/39.
Что же касается прочих вещей, помимо еды и одежды, в которых у людей нет необходимости, то монополия в них не запрещается, о чём говорили учёные Постоянного комитета. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 13/184.

Также следует знать, что не всегда удорожание связано лишь с грехами людей. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Причина удорожания и дешевизны не ограничиваются несправедливостью. Напротив, может быть и так, что причина этого в том, что стало мало производиться и поставляться того, что желают приобрести люди. Ведь если увеличивается количество желающих приобрести какую-то вещь, а сама вещь в дефиците, то цена её увеличивается. Так же, как и если какая-то вещь в достатке, а желающих приобрести её уменьшается, то, следовательно, и цена на неё снижается. Удорожание и дешевизна не всегда происходят по причине рабов. Это может быть как по причине несправедливости, так и по иной причине”. См. “Маджму’уль-фатауа” 8/523.

Следует отметить, что в случае удорожания какой-либо вещи, саляфы советовали лечить рост цены отказом от покупки этой продукции и заменой её чем-либо иным. Разин ибн аль-А’радж сказал: “Как-то у нас в Мекке подорожал изюм, и мы написали об этом ‘Али ибн Аби Талибу (да будет доволен им Аллах) в Куфу, на что он в ответ нам написал: «Так удешевите его заменив финиками»”. ад-Дури в “Тарих Ибн Ма’ин” 1/86 (471).
Также сообщается, что когда люди пожаловались Ибрахиму ибн Адхаму на то, что мясо подорожало, он сказал: “Так сделайте его дешёвым, не покупая его”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/32, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 6/282.
В наше же время всё как раз наоборот, как только люди слышат о том, что какая-та вещь стала дефицитом, они торопятся купить её, сколько бы она ни стоила.
Но при сказанном следует лечить взлёт цены так, чтобы игнорирование товара не привело к нанесению вреда торговцам, которые не прибегают к излишеству в накручивании цен.

Хотелось бы завершить эту небольшую статью прекрасным наставлением признанного имама из числа саляфов – Абу Хазима Салямы ибн Динара:
Сообщается, что однажды люди пришли к Саляме ибн Динару и сказали: «О Абу Хазим, разве ты не видишь, как возросли цены?!», - он ответил: “Почему это должно вас печалить?! Воистину, Тот, Кто наделяет нас уделом в период дешевизны, Он же наделяет нас уделом и в период дороговизны!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/239, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 22/60.

Просим Всевышнего Аллаха сделать в первую очередь сердца наши богатыми, а также укрепить экономику мусульман, и даровать нам дозволенный и благой удел!



Ответить

Вернуться в «Торгово-финансовые отношения»