О восполнении добровольных намазов пропущенных сознательно

Ответить
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3606
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: http://vk.com/al_asari

О восполнении добровольных намазов пропущенных сознательно

Сообщение salyafit_07 » 23 ноя 2011, 08:06

ас-Саляму 'аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Можно ли восполнять (или возмещать) добровольные намазы (сунан ар-рауатиб), которые привязаны к фард-намазам, если они не были совершены сознательно?

Например, человек сделал обеденный намаз (аз-зухр) - фард 4 рака'ата, а сунна-намазы оставил намеренно (из-за работы, спешки, дел и т.д.).

Можно ли эти сунна-намазы восполнить, когда образуется свободное время у этого человека, причем время зухра уже давно вышло?

Или сунна-намазы, совершение которых установлено с фард-намазами, имеют такое же положение, как и фард-намазы, а именно должны совершать только в установленное время?

баракаЛлаху фикум!

а Аллаху известно лучше!



Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid » 23 ноя 2011, 11:57

Ас-Саляму 'аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Восполнять добровольные намазы пропущенные в силу определенных причин - разрешается! Такими причинами могут считаться сон, забывчивость, сильная занятость и т.п. Если человек не смог совершить рауатиб, то он может восполнить их по прошествии времени отведенного для них, и даже, согласно более правильному мнению ученых, в запретное для молитвы время.

Доказательством этому служит хадис, приводимый аль-Бухари (1233) и Муслимом (834) в своих "Сахихах":
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что: "Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз в два рака'ата после 'Асра, и я спросила его об этом, на что он ответил: "Просто ко мне прибыли люди из племени 'Абдуль-Къайс и отвлекли меня от двух рака'атов намаза, которые совершаются после зухра, и это и были те два рака'ата".

А также хадис, приводимый Ибн Маджахом (1154):
Къайс ибн 'Амр рассказывал: "Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, совершающего два рака'ата после утренней молитвы. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: "Разве утренний намаз совершается дважды?!" На что этот человек ответил: "Я не совершил два рака'ата до утреннего намаза, и поэтому совершил их сейчас." Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал". Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в "Сахих ибн Маджах"/948.

И хадис, приводимый ат-Тирмизи (426):
'Аиша, да будет доволен ею Аллах рассказывала: "Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал четыре рака'ата перед зухром, то он делал это после него". Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан)в "Сахих ат-Тирмизи".

Имам ан-Науауи, рахимахуЛлах, писал: "Мы считаем правильным, что восполнение пропущенных дополнительных намазов (науафиль) является желательным действием. Такое же мнение высказали Мухаммад, аль-Музани и Ахмад в одной из его передач. Абу Ханифа же, Малик и Абу Йусуф, в самой распространенной версии от них, сказали, что такие намазы не восполняются. Нашим же аргументом являются эти достоверные хадисы". См. "Маджму' " 4/43.

Ханбалитский ученый аль-Мардауи писал: "Слова "...кто пропустил что-либо из этих суннатов, то сунной для него будет восполнить их..." - таков мазхаб имама Ахмада и распространенное мнение среди его последователей". См. "аль-Инсаф" 2/187.

Шейх аль-Ислам ибн Таймийя писал: "Если был пропущен намаз сунна-рауатиб, например Сунна Зухра, то можно ли восполнить ее после 'Асра? По этому поводу существуют два мнению, и оба согласно передачам от имама Ахмада. Первое - не возмещается, и таков мазхаб Абу Ханифы и Малика. Второе - возмещается, и это мнение аш-Шафи'и, оно и является более сильным". См. "Маджму' аль-фатауа " 23/127.

Шейху 'Усаймину был задан вопрос:
"Можно ли откладывать совершение Сунны, которая установлена перед Зухром, таким образом, что сначала мы читаем сам Зухр, а затем примерно через час, совершаем Сунну, которая установлена до и после него, поскольку здесь не в Саудовской Аравии в учебном заведении, времени, в которое нам позволяют отлучится на молитву, хватает только на омовение и саму молитву?"
Ответ:
"Если человек отложил Сунну, совершаемую до Зухра на время после него, по уважительной причине, то нет ничего страшного в том, что он совершит ее после намаза и это ему зачтется. Если же это будет сделано без каких-либо оснований, то такая молитва не засчитывается. Те обстоятельства, которые упомянула задающая вопрос, а именно что им не хватает времени кроме как на омовение и фарз-намаз, несомненно является оправданием. Поэтому можно возместить эту Сунну после Зухра. Однако нужно отметить, что в таком положении сначала нужно будет совершить Сунну, установленную после Зухра, а затем уже возместить пропущенную Сунну, установленную до него". См. "Фатауа уа Расаиль ибн 'Усаймин" 14/194.



Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3606
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: http://vk.com/al_asari

Re: О восполнении добровольных намазов пропущенных сознатель

Сообщение salyafit_07 » 24 фев 2014, 21:43

Вопрос: «Каково суждение относительно восполнения дополнительных молитв (ар-рауатиб), а так же молитв “Уитр” и “Духа”, пропущенных из-за сна, лени, или забывчивости?».

Ответ шейха ‘Абдулла́ха ибн Джибри́на: «Желательно соблюдать совершение дополнительных молитв (ар-рауатиб) – сунн, связанных с обязательными, – а так же сунн “Уитр” и “Духа”, и если они были пропущены, то могут быть восполнены в любое время, кроме времен запрета (для совершения молитв)». «аль-Лю'лю' аль-маки́н мин фата́уа́ Ибн Джибри́н», стр. 59, вопрос № 176.



Gucci
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 ноя 2016, 00:41

Re: О восполнении добровольных намазов пропущенных сознатель

Сообщение Gucci » 06 ноя 2016, 01:06

Ассаляму алейкум.
Простите ,пожалуйста, что отнимаю время
Не могли бы вы сказать, какие у меня есть возможность делать дополнительные намазы?
В своё положенное время у меня получается делать только утренний и ночной, сейчас(те в зимнее время) остальные три намаза приходятся на школьное время, а там у меня нет возможности совершать намаз. Какие, в моем положении, можно делать намазы из дополнительных? И если я, допустим, начну совершать обычные доп намазы(это которые 2 2 4 и тп) надо ли их возмещать?



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 06 ноя 2016, 03:26

Уа алейкум салям брат мой.
Тебе следует правильно понимать вопрос, затронутый в этой ветке.
Дозволенность возмещения добровольных молитв не означает, что это является обязательным!
Если не получилось совершить какую-либо добровольную молитву из числа установленных Сунн, то нет за это никакого греха и порицания, и даже если для ее несовершения и причины веской не было, ибо обязанностью, за которую будет спрошен человек является только пятикратная обязательная молитва. А что касается добровольных молитв, то человек совершает их для большей награды, чтобы эти молитвы служили искупление допущенных ошибок в обязательных молитвах и т.п.
Самое главное, чтобы ты фард намазы делал вовремя во время школы и вообще всегда в своей жизни.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 25 апр 2017, 15:40

Кстати, обратил только что внимание, что в вопросе есть важное слово:
Можно ли восполнять (или возмещать) добровольные намазы (сунан ар-рауатиб), которые привязаны к фард-намазам, если они не были совершены сознательно?
На счёт возмещения добровольной молитвы стало ясно с ответа брата Джалиля выше, но что касается того, кто не сделал установленные добровольные намазы сознательно, то касательно такого шейх Ибн Усаймин сказал: "Что касается того, кто оставил сунан-рауатиб сознательно, пока не вышло их время, то он не возмещает их!" См. "Шарх аль-мумти'" 4/72, "Фатауа Ибн Усаймин" 14/284.



Ответить

Вернуться в «Добровольные молитвы»