Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Ответить
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3606
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: http://vk.com/al_asari

Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Сообщение salyafit_07 » 27 май 2014, 18:18

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Ситуация:
Джама'ат совершает обеденный фард-намаз. На втором рака'ате присоединяется опоздавший и встает в джама'ат.

Затем джама'ат заканчивает намаз и расходится. И в то время, когда опоздавший доделывает свои оставшиеся 2 рака'ата, заходят еще двое опоздавших и становятся за доделывающим избрав его своим имамом.

Вопрос: "Можно ли избирать имамом того, кто доделывает намаз?".

Если можно, то какой на это далиль и как это должно происходить?

барака-Ллаху фикум.



sultan
Сообщения: 589
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Сообщение sultan » 28 май 2014, 18:02

Уа алейкуму салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Сказал имам ан-Науауи, рахимахуЛлАх: "Наши товарищи говорили: «Если имам прекращает молитву из-за того что потерял омовение осознанно или нет, или это произошло до этого, но он забыл или по какой-либо иной причине или без причины, то существует два известных мнения относительно дозволенности назначать другого человека. Правильным является мнение, что это разрешено, потому что имеется достоверный хадис. Доказано в Сахихейне, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился на переговоры с Бану Амр ибн Ауф, а Абу Бакр руководил молитвой. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся во время молитвы, то Абу Бакр отошел назад, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал руководить молитвой.»" См. аль-Маджму, 4/138.

Как видешь брат, здесь довод приводится без какой-либо конкретизации в отношении того, был ли это человек совершающий свой намаз изначально или тот, кто впоследствии доделывает оставшуюся часть своей молитвы.

Уа-Ллаху а’лям.



Абд Аль-Фаттах Крымский
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 02 янв 2013, 02:11
Откуда: https://vk.com/abdalfattah_crimea

Re: Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Сообщение Абд Аль-Фаттах Крымский » 29 май 2014, 16:58

асСаляму алейкум уа рахмату Ллах,джазака Ллаху хайр,за ответ,но ин ша Аллах хотелось бы получить более ясный ответ с доводом,именно на такую ситуацию,барака Ллаху фикум



Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3606
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: http://vk.com/al_asari

Re: Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Сообщение salyafit_07 » 29 май 2014, 19:02

джазака-Ллаху хайран, брат Султан, за труд. )

Но, по-моему, мы чуть-чуть не поняли друг друга.

По наводке одного брата нашлись слова шейха 'Усаймина (рахимаху-Ллах), который сказал: "Коллективная молитва (джама‘а) нуждается в том, что присутствовали имам и стоящие за ним. То есть, как минимум, необходимо наличие двух человек: имама и стоящего за ним (маъмума). А там уже, чем больше людей совершают намаз, тем это более любимо пред Аллахом. У имама и стоящего за ним человека (маъмума) обязательно должно присутствовать намерение (ниййат). Относительно этого существует единогласное мнение мусульман. То есть, если ты присоединяешься к коллективному намазу, у тебя должно быть намерение, что ты будешь следовать за данным имамом.
Что касается намерения имама, то в этом вопросе среди ученых возникло разногласие относительно того, обязательно ли имаму иметь намерение, что он становится имамом в этом намазе, или необязательно?!
Некоторые обладатели знания сказали, что имам обязательно должен иметь намерение, что он является имамом, а не просто совершает намаз сам по себе.
Например, два человека вошли в мечеть и увидели там молящегося, подошли к нему, встали сзади и сделали намерение, что он будет для них имамом в намазе. А этот молящийся молится сам по себе, не зная о том, что они присоединились. Так вот, обладатели знания, говорящие о том, что имам обязательно должен иметь намерение, считают, что в данной ситуации молитва двух стоящих позади недействительна, так как тот, кого они взяли имамом, не имеет намерения быть для них имамом.
Другие же сказали, что намерение имама не является условием, посему молитва этих двух действительна.
Первое из перечисленных мнений известно в мазхабе имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах. Второе же мнение относится к мазхабу имама Малика, да смилуется над ним Аллах.
В довод они привели хадис, в котором сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на молитву, встал слева от него, но он взял его за ухо и поставил справа от себя.
[аль-Бухари, 6316; Муслим, 763]
Но что касается этого хадиса, то нет сомнения, что он не указывает на это. Здесь у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было намерение стать имамом, однако он взял это намерение только в процессе самого намаза. И нет проблем в том, чтобы сделать такое намерение прямо во время совершения намаза.
Подводя итог, можно сказать, что безопаснее для стоящих позади, как-нибудь подать знак имаму, что они становятся позади него.
Если он ничего не сделает, значит, он согласен, если же он подаст знак рукой, чтоб они не молились за ним, то пусть помолятся отдельно
". Шарх «Рияду-с-Салихин». ИСТОЧНИК

Однако нашлись еще вот такие слова с передачей иджма':

Ибн ар-Риф’а сказал: “Единогласны все, что если человек увидел в мечети того, кто молится один, что желательно присоединиться к нему, чтобы помолиться с ним, но если только этот человек уже совершил эту молитву в первом джамаате!”. См. “Найлюль-аутар”, 3/185. ИСТОЧНИК

Получается ли отсюда, что к тому, кто доделывает намаз нельзя присоединиться, так как он еще не закончил молитву, которую начал с джама'атом?

барака-Ллаху фикум.



Ibn Rajab
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re: Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Сообщение Ibn Rajab » 29 май 2014, 19:08

Ассаляму алейкум брат. В этом вопросе есть разногласие среди ученых правоведов, часть из них дозволяет это, другие запрещают и считают это недействительным. Но то, что выбрали многие современные ученые это дозволенность, из них шейх Ибн Баз, Ибн Усеймин, АбдульМухсин АльАббад и другие. Не затрудняю себя переводом их слов так как они общедоступны и их легко найти.

Sent from my GT-P5110 using Salaf Forum mobile app



Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Сообщение ابن مراد الداغستاني » 29 май 2014, 22:41

Уа 'алейкуму ссаляму уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Как-то одному из требующих знания задавали подобный и вопрос и он, да воздаст ему Аллах благом, ответил следующей фетвой:

Вопрос: Группа мусульман — Мухаммад, Ахмад и Махмуд — совершает намаз 'аср (4 рак'ата). Когда имам был уже в последнем рак'ате, к ним присоединился 'АбдуЛлах. Затем имам завершил намаз, дал салям направо и налево, а 'АбдуЛлах встал, чтобы дополнить свой намаз оставшимися тремя рак'атами. Когда он стоял в последнем рак'ате, к нему присоединился 'АбдурРахман, и вышло так, что в начале намаза 'АбдуЛлах был молящимся за имамом, а в конце сам стал имамом. Разрешено ли тому кто был в начале намаза молящимся за имамом затем стать самому имамом для другого? И каковы доводы из Корана и Сунны на это? Да воздаст вам Аллах добром и да вознаградит за прекрасные старания.

Ответ: Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам, а затем:
Ученые разделились во мнениях относительно действительности намаза за человеком, опоздавшим к началу намаза с имамом, и сказали некоторые, что такой намаз недействителен. Другие пришли к заключению о том, что такой намаз действителен, и привели в довод ситуацию, когда совершавший намаз за имамом, сам становится имамом, если имам потеряет вуду в процессе намаза и сразу же назначит кого-либо из стоящих позади занять его место и довести намаз с людьми до конца. Так же привели в довод историю про Абу Бакра и посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда имам в процессе намаза вернулся в ряд вместе с другими людьми и стал молящимся позади имама, как это пришло в двух сборниках достоверных хадисов и в других книгах.

Шейх Ибн 'Усаймин, разъясняя книгу «Зад аль-мустакъни», после того, как упомянул разногласие в этом вопросе среди ученых-ханбалитов, сказал: «Мы не говорим об узаконенности этого и желательности для людей поступать так… Однако, если они так поступят, мы не скажем им: «Ваш намаз недействителен». И это мнение более верное, то есть то, что такое дело допустимо. Но так поступать не стоит, потому что не известно, чтобы это было принято среди праведных ученых из первых поколений (саляфов). И лучше — оставить совершение этого, поскольку мы знаем, что они (саляфы) более нас стремились к благому, и если бы в этом было благо, они бы опередили нас в этом».
На основании этого: намаз за человеком, опоздавшим к началу намаза с имамом, действителен, хотя и лучше оставить это, потому что это дело не пришло от праведных ученых из первых поколений, как сказал шейх. И Аллах лучше знает. Оригинал фетвы



tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re:

Сообщение tik » 30 май 2014, 03:54

Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
salyafit_07 писал(а):Получается ли отсюда, что к тому, кто доделывает намаз нельзя присоединиться, так как он еще не закончил молитву, которую начал с джама'атом?
Нет брат, там немого другой случай). Там дальше в этой теме пояснялось что речь идет о том человеке, который уже совершил свой обязательный намаз, и находясь в мечети, допустим зашел тот, кто опоздал на их коллективный намаз. И вот к этому опоздавшему, который молится один, желательно присоединиться тем, кто свой обязательный намаз уже сделал, и это будет ему садака ин ша-Аллах.
барака-Ллаху фикум.
Уа фика барака-Ллах.
Ibn Rajab писал(а):Не затрудняю себя переводом их слов так как они общедоступны и их легко найти.
Джазака-Ллаху хъэйран брат, но можно тебя попросить все же приводить доказательства, тем более что их легко найти.
Брака-Ллаху фик.
От себя хотел добавить один вопрос по поводу слов шейха Ибн 'Усаймина, да смилуется над ним Аллах:
И нет проблем в том, чтобы сделать такое намерение прямо во время совершения намаза.
Вопрос: Можно ли во время молитвы уитр, поменять намерение на меньшее число ракатов в самой молитве? Например начиная хотел сделать разом пять или семь, но после первых ракатов почувствовал усталость, могу ли я закончить тремя или одним например?



Abu AbdaRrahman
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 01 ноя 2011, 10:30
Откуда: Кабардино-Балкария

Re: Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?

Сообщение Abu AbdaRrahman » 30 май 2014, 09:19

Ассаляму г1алейкум уарахматуЛлахи уабаракатуху. Джазакуму Ллаху хъайран, братья. Слова шейха Усаймина, рахимаг1уЛлах, приведенные в ответе брата ибн Мурада ад-Дагъистани, прояснили этот вопрос. БаракаЛлаху фикум.



Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3606
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: http://vk.com/al_asari

Re: Re:

Сообщение salyafit_07 » 30 май 2014, 10:30

[color=#0000FF]tik[/color] писал(а):
salyafit_07 писал(а):Ибн ар-Риф’а сказал: “Единогласны все, что если человек увидел в мечети того, кто молится один, что желательно присоединиться к нему, чтобы помолиться с ним, но если только этот человек уже совершил эту молитву в первом джамаате!”. См. “Найлюль-аутар”, 3/185. ИСТОЧНИК
Получается ли отсюда, что к тому, кто доделывает намаз нельзя присоединиться, так как он еще не закончил молитву, которую начал с джама'атом?
Нет брат, там немого другой случай). Там дальше в этой теме пояснялось что речь идет о том человеке, который уже совершил свой обязательный намаз, и находясь в мечети, допустим зашел тот, кто опоздал на их коллективный намаз. И вот к этому опоздавшему, который молится один, желательно присоединиться тем, кто свой обязательный намаз уже сделал, и это будет ему садака ин ша-Аллах.
А-а-а.. ) джазака-Ллаху хайран, брат. Все, все.. вопросов больше не имею.

джазакуму-Ллаху хайран, братья.



Ответить

Вернуться в «Коллективная молитва»